Пять психологических причин, почему люди попадаются на удочку мошенников — и как их избежать
Аферисты, мошенники и их несчастные жертвы становятся героями новостей с завидной регулярностью, и редко проходит неделя без истории о мошенничестве с лотереей по электронной почте или мошенничестве с телефоном. Многие читают эти истории, возможно, просто поднимают брови и качают головой, гадая, как люди могут быть такими легковерными.
Часто возникает предположение, что жертвы имеют определенные черты — возможно, они пожилые или менее образованные? Или, может быть, жертвы особенно уязвимы — в последнее время, по-видимому, потеряли близких или были изолированы от общества?
Пять психологических причин, почему люди попадаются на удочку мошенников
Однако, вполне вероятно, что никто не застрахован от мошенничества, а иногда люди попадают на удочку мошенников благодаря используемым им психологическим методам.
Профессор психологии Роберт Сиалдини рассказал пять психологических причин, почему люди покупаются на мошенничество.
Почешите мне спинку
Остерегайтесь принципа взаимности. Если кто-то что-то делает для нас, мы чувствуем себя более обязанными что-то делать для них. Мошенники используют этот тип «принудительной задолженности», чтобы вызвать неразумное действие для достижения своей цели. Например, кто-то, предлагающий вам эксклюзивную возможность инвестировать свои деньги, может показывать, что он оказывает вам услугу. Это, в свою очередь, заставляет людей ответить благосклонностью — она может быть такой простой, как продолжать слушать их, или разрушительной, как подписываться на фиктивную схему.
Вслед за толпой
Исследования показывают, что если человек считает, что раз другие люди что-то делают, то он чувствует, что это тоже должно быть хорошо для него. Это особенно актуально, когда люди оказываются в напряженной и неоднозначной ситуации — например, когда вам пытаются что-то продать. Если человек на другом конце телефона говорит нам, что 75% таких людей, как мы, подписались на эту финансовую схему, тогда мы с большей вероятностью это сделаем — даже если мы можем тайно сомневаться в достоверности таких сведений.
Маленькие шаги
Людям нравится думать о себе как о последовательных и преданных личностях. Если мы обещаем, что что-то сделаем, то, скорее всего, мы сделаем это, так как в противном случае это может нарушить нашу хрупкую самооценку.
Мошенники используют это, заставляя нас совершать небольшие шаги, которые затем увеличиваются на порядок. Например, просто заставляя людей отвечать на их «тривиальные» вопросы («как ваши дела?»), мошенник заставляет жертву поверить, что они рады поговорить с этим неизвестным человеком. И, конечно, тривиальные вопросы приводят к более личным, например, «Каким банком вы пользуетесь?». Ответив на один вопрос, было бы непоследовательно не отвечать на другой. И, в конце концов, мы любим воспринимать себя как полезных и вежливых людей.
Страх упущенной возможности
Люди, как правило, боятся упустить свой шанс, возможный «новый прорыв». И если «предложение» существует только в течение ограниченного времени, то принцип дефицита предполагает, что люди с большей вероятностью воспользуются им.
Когда наша свобода сделать что-либо находится под угрозой, мы стремимся быстро реагировать, чтобы мы упустить возможность. При продаже финансовых предложений мошенники утверждают, что их предложение действительно только сейчас, и как только разговор будет закончен, предложение не будет актуальным. Многие люди будут чувствовать, что они не могут упустить такую возможность. Он казалмч таким приятным человеком…
Принцип сходства говорит о том, что мы склонны любить людей, которые кажутся такими же, как мы, и, в свою очередь, мы с большей вероятностью соглашаемся на просьбу кого-то, кто нам нравится. Сходство может быть достаточно широким, например, как интерес к финансовым вложениям, или мимолетным, например, как общие личные характеристики.
Мошенники используют это и пытаются узнать больше о нас, чтобы казаться похожими на нас. Например, когда мошенник спрашивает вашу дату рождения, а затем упоминает, что он родился в этот же день, это может оказать на вас бессознательный эффект и они будут вам более симпатичны, и, следовательно, вы с большей вероятностью согласиться на их предложения.
Несмотря на то, что маловероятно, что любая из перечисленных психологических уловок сама по себе будет достаточнойй, чтобы убедить кого-то сделать что-то, что противоречит их интересам, их комбинация может стать мощным инструментом для мошенника. Но, осознавая и понимая эти пять простых психологических принципов, люди гораздо более склонны противостоять им и избегать обмана.