Помогает ли решение задач предотвратить слабоумие в старости
Правило «используй или потеряй» отлично подходит как к физическим мышечным возможностям, так и к интеллектуальным способностям. Но насколько это верно? Проведенное недавно исследование показывает, что это зависит от того, с каким «начальным капиталом» вы стартуете.
Предыдущие обсервационные исследования, в которых рассматривалось влияние выполнения умственно стимулирующих действий, таких как решение головоломок, на когнитивные способности, в значительной степени поддерживали гипотезу «используй или потеряй». Однако эти исследования часто основывались на изучении ситуации в определенные моменты времени — так называемых перекрестных исследованиях. Чтобы выяснить, действительно ли существует связь между умственной активностью на протяжении всей жизни и когнитивными способностями в пожилом возрасте, необходимо отслеживать привычки и умственные способности людей на протяжении всей жизни.
В исследовании, опубликованном в «BMJ», ученые хотели узнать, защищает ли умственная активность от снижения когнитивных функций или же люди с когнитивными преимуществами занимаются больше, создавая впечатление, что этот тип поведения ответственен за их превосходные способности. Чтобы ответить на эти вопросы, ученым пришлось тесно сотрудничать с участниками исследования, многократно измерять их интеллектуальные способности с течением времени и сравнивать их способности с их результатами в молодости.
Шотландия уникальна тем, что в 1947 году почти все 11-летние дети прошли одинаковый тест на умственные способности. Шотландский совет по исследованиям в области образования сохранил эти записи и в 1998 году позволил ученым связаться с выжившими людьми, которые прошли тест.
Исследователи тестировали людей, живущих отдельно, без деменции, до пяти раз в течение 15 лет. При каждой оценки фиксировались демографические, клинические, анкетные и психологические данные, а также данные, связанные с изменениями производительности при повторных тестах вербальной памяти и скорости умственной реакции.
Известные результаты
Полученные результаты примечательны тем, что они включают данные детского интеллекта из редкого исторического исследования. Они показали, что уровни умственных способностей в старости тесно связаны с уровнем участия в решение задач.
Ученым смогли учесть интеллект и образование детей и выявили, что темпы снижения познавательной способности в пожилом возрасте не различались между людьми, которые сообщили о разных уровнях вовлеченности в решение задач. Тем не менее, уровень вовлеченности был связан с успеваемостью в возрасте 64 лет, когда было начато исследование.
Ученые показали, что интеллектуальная вовлеченность в этой группе людей без деменции не связана с темпами снижения когнитивных функций в дальнейшем. Но такая вовлеченность связана с интеллектуальным багажом, приобретенным с детства до позднего среднего возраста, когда было начато исследование. Другими словами, решение головоломок и других интеллектуальных заданий в течение жизни улучшает ваш IQ, так что, когда в более позднем возрасте наступает неизбежное снижение познавательной способности, вы можете начать с более высокой точки. Скорость снижения одинакова для всех, независимо от уровня вовлеченности.
На этом этапе ученые предполагают, что интеллектуальные занятия в течение всей жизни способствуют защите от падения ниже некоторого интеллектуального порога, когда человека считают слабоумным. Это достигается стартом с более высокой точки.
Полученные результаты согласуются с сопоставимыми исследованиями, которые проводились у пожилых людей в возрасте от 50 лет. Таким образом, меры по повышению устойчивости к старению должны включать компоненты решения задач, например, чтение сложных романов, решение кроссвордов и занятия на музыкальных инструментах.